Трудности Определения Качеств Искусства

Трудности Определения Качеств Искусства

Изучение современного искусства одновременно актуально и сложно. Знание новых течений стало символом утонченности не только в кругу ученых. Однако обобщить и осмыслить смысл явлений непросто, когда находишься в самом их эпицентре. Кто не задавался вопросом о том, в чем реальная ценность какого-либо современного произведения и стоит ли оно нашего внимания или же это всего лишь иллюзия.

Анри Матисс, Танец, 1909-1910 гг., Франция

 Анри Матисс, Танец, 1909-1910 гг., Франция

Посетители Государственного Эрмитажа могут стоять в восторге перед полотнами Матисса, в то время как другие скептически закатывают глаза, утверждая, что могут нарисовать лучше.

Сандро Боттичелли, Весна, 1482, Галерея Уффици, Флоренция

 Сандро Боттичелли, Весна, 1482, Галерея Уффици, Флоренция

Подобные разногласия редки с творениями Боттичелли. Означает ли это, что Матисс уступает Боттичелли? Вовсе нет. Даже Сандро не всегда находил признание у современников, однако время стерло многие критические отзывы.

Изменение в подходе к искусству

Перемены, принесенные модернизмом, опирались на психоанализ и привели к отказу от реализма в пользу бессознательного и абстракции. Так картины Матисса осмысляются совершенно иным образом, чем работы Боттичелли. Попытка оценить их одинаково столь же бесполезна, как измерять апельсин линейкой.

Современные поиски в скульптуре

Сегодня скульпторы продолжают исследовать пространственные взаимодействия. Огюст Роден, которого часто упоминают как пионера импрессионизма в скульптуре, оказал влияние на это, но интерпретации его вклада разнообразны. Его пластичные формы отправляются в диалог со средой, используя свет и воздух. Это стремление продолжают такие мастера, как А.С. Голубкина и современные художники, такие как П.А. Шевченко.

А.С. Голубкина. «Старость»

 А.С. Голубкина. «Старость», 1898, Музей-мастерская А. Голубкиной, Москва 

П.А. Шевченко

Подобно упомянутым мэтрам, Шевченко часто работает с бронзой, позволяющей добиться богатства пластических эффектов. Его работы почти всегда подразумевают движение, открытое взаимодействие с окружающей средой, что по-настоящему делает его произведения актуальными.

Как найти критерии оценки искусства?

Вероятно, чтобы понять современное искусство, нужно отступить от устоявшихся "классических" линейок и оценить внутренний отклик и смысловое богатство произведения. Искусство, независимо от времени, должно существовать, его неуловимая суть противостоит строгим критериям. Как писал Э. Гомбрих в своей знаменитой «Истории искусства»: «Мое дело открывать Вам глаза, а не развязывать языки».