Искусство Вьетнама: Между Колониальными Подражаниями и Национальными Традициями
Вьетнамское искусство на международной арене остается в значительной степени неизвестным, но в последние десятилетия оно приобретает все большую ценность, особенно произведения XX века. Например, картину вьетнамского художника Май Чунг Тхы под названием «Портрет мадемуазель Фыонг» в 2021 году продали на аукционе Сотбис в Гонконге за впечатляющие $3,1 млн.
Картина «Portrait de Mademoiselle Phuong», 1930, Sothebys.com
История вьетнамского современного искусства во многом связана с Высшей школой изящных искусств Индокитая, существовавшей в Ханое с 1925 по 1945 годы. Её основал французский художник Виктор Тардьё, ученик символиста Гюстава Моро. Школа стала местом слияния европейских техник с традиционными азиатскими мотивами. Французские преподаватели возглавили программу, смешав элементы западного образования с восточными декоративно-прикладными искусствами. Ученики изучали живопись и скульптуру, уделяя внимание как масляной живописи, так и композиции.
Образование в школе находило отклик и среди местных студентов, таких как Май Чунг Тхы, чьи работы соединяли в себе приемы западного академического искусства и местные темы. То Нгок Ван был одним из выдающихся учеников, позднее ставшим национальным героем Вьетнама, и его картины продолжали влиять на культурную жизнь даже после завершения колониального правления.
Картина «Two girls and a child», 1944
Ле Фо, ещё один примечательный художник, благодаря своим привилегиям, мог получать образование и на Заходе, впоследствии посещая выставки по всей Европе вместе с Тардьё. Его работы отличались насыщенностью и декоративностью в духе Боннара и обаянием в стиле Ренуара.
Картина «La jeune fille aux pommes-cannelle», 1938, Christies.com
Школа активно поддерживала традиционные виды искусства, применяя новаторские методы, например, в лаковом искусстве и живописи по шелку. Несмотря на господство французских традиций, вьетнамские художники перерабатывали западные влияния, создавая уникальные этнические выражения.
Сегодня считается, что именно через смешение культур в период французской оккупации и зародилась уникальная национальная живописная традиция Вьетнама. Вьетнамские художники смогли через европейские техники выразить свою национальную идентичность и культурную самобытность. Эта синергия стилей остается одной из наиболее захватывающих характеристик современного вьетнамского искусства.