Трогательные произведения русских мастеров кисти XIX века
В противоположность излишне пышным и натянутым европейским пейзажам, российские картины той эпохи были насыщены простотой и глубокой поэтичностью местных ландшафтов. Только реализм и техническая виртуозность не могли бы завоевать сердца многих поколений любителей искусства в России.
Неотъемлемый секрет русских живописных произведений заключался в том, что они принадлежат к разряду так называемых искренних картин.
«Душа скрыта в «Грачах»
Широко известное полотно А.К.Саврасова «Грачи прилетели», которое можно увидеть в Третьяковской галерее, стало живописным символом России. Она считается одной из самых трогательных картин, обратившей внимание на искусство пейзажа. Серое небо, тающий снег, стройные березы, черные грачи, которые вернулись с далеких краев и заняты созданием гнезд, купола храмов, деревенские крыши и безграничные просторы — всё это создает изумительный образ.
В 1871 году автор представил картину на первой выставке общества «Передвижники». Художник Крамской отзывался о ней с теплотой, отмечая, что в этой единственной работе есть «душа». Александр Бенуа также подчеркивал: «Там есть не просто воздух и снег, там есть душа». Этот пейзаж Саврасова считается примером душевного искусства.
Радуга над природой
В душевных полотнах художники, подобные поэтам, соединяют природу, свою реакцию и талант. Исаак Левитан, ученик Саврасова, продолжил традиции лирической пейзажной живописи. Его работы, такие как «Март», «Золотая осень» и «Над вечным покоем», вошли в золотой фонд русской культуры. Картина «Над вечным покоем», например, символизирует размышления о вечности, с ее образом парения над земными просторами. Г.Г. Нисский неслучайно говорил, что после Левитана над русским пейзажем раскинулась радуга.
Трепетное отношение к российскому ландшафту привносил и Иван Иванович Шишкин. Его дубравы, сосновые леса и медвежата в чаще пронизаны любовью. Его творчество пытались сравнивать с фотографией, но душевные картины Шишкина наполнены непередаваемым присутствием художника, что нельзя запечатлеть в фотографиях. Васнецов отмечал в письме, что корни Шишкина в искусстве настолько глубоки, что их не вырвать из почвы русской культуры.
Искренние произведения могут быть выполнены как маслом, так и простым карандашом. Они могут изображать не только природу: дети, уютные деревушки, натюрморты и суета городов тоже способны передавать душевность. Но в них всегда будет важен урок, преподанный великими русскими мастерами: картины должны живо отражать душу и сердце художника.